Казахстанцы борются с наводнением "Другими словами" 18.04.15
Бушующие потоки воды, размытые дороги, разрушенные дома. Эти жуткие картины, словно кадры из фильма-катастрофы. С одной разницей – это не выдумка, а реальные факты.
Карагандинская область. Регион, которому больше всех в этом году досталось от стихии. Потоки воды размывали трассы, рушили мосты, сносили линии связи и электропередач.
- Трасса Караганда-Павлодар. В районе 26-ой «Казмунайгаз» заправки. Затоп через трассу.
Больше всех пострадали поселки, расположенные близ реки Нура. Вот село имени Мустафина. О масштабах трагедии здесь можно судить с высоты вертолета служб МЧС. Район превратился в одно большое озеро.
Андрей ЛЯПУНОВ, заместитель акима Карагандинской области:
- Началось прибытие воды. Первым делом пришли талые воды со стороны станции Нура, а потом уже сама речка разлилась и затопила близлежащие улицы.
Только из Мустафина спасатели эвакуировали почти две тысячи жителей. Размещали их в тех населенных пунктах, до которых не дошла большая вода. Временной обителью в основном стали школы. Как это учебное заведение в селе Сарепты. Здесь для людей организовали спальные места, привозили еду и воду. Правда, пострадавшие временным жильем недовольны. Одним не хватает продовольствия и вещей, другие, говорят, замерзают.
Галина ШЫРШОВА, пострадавшая:
- Мы ходим вот так вот одетые, спим точно так же одетые. Только единственное сапоги снимаем. Спим вон там на матрасе голом. Вторым матрасом, если он есть, укрываемся. Это нормально?
Но эти люди хотя бы живы. Для тех, кто в момент затопления остался в поселке, все закончилось трагично. Так в одном из домов здесь погибла пожилая семейная пара. По одной из версий в момент эвакуации они отказались покидать свое жилище.
Алексей СОВЕТОВ, начальник управления ликвидации ЧС комитета по ЧС МВД РК:
- При подъеме уровня воды проводился окончательный обход домов поселка на предмет оставшихся там жителей, которые не хотели выселяться. Двери дома были закрыты на замок. Внешне висел замок, на стук никто не отозвался.
Не пощадила стихия и областной центр. В одном из районов Караганды вода бурным потоком бежала по улицам и тротуарам.
- Трое суток мы вот так уже воде находимся. Я вон холодильник уже поднял куда выше?!
Не менее тревожная ситуация в Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях.
Правда, масштабы трагедии были не такие устрашающие. Но местных жителей паводок всерьез напугал.
- Сколько лет живу, первый раз у нас такое. Здесь родилась, а теперь не знаю даже, за сердце хватаюсь.
В Комитете по чрезвычайным ситуациям уверяют, на минувшую неделю пришелся пик паводков в Казахстане. Сотрудники ЧС говорят - последний раз подобное затопление было почти семьдесят лет назад. И ущерб, нанесенный на этот раз природой, оказался просто невероятным. Судите сами. Затоплено 47 населенных пунктов, оттуда эвакуировано более 15 тысяч человек. Подтоплено свыше ста участков дорог. И разрушены шесть мостов.
Но удивляют не цифры. А то, как на чужую беду отреагировали жители тех регионов, которых стихия обошла стороной. Как всем миром помогали жертвам трагедии, почему и кому еще грозит участь затопленных поселков?
В Казахстане ситуация с паводками потребовала чрезвычайных мер от правительства. В помощь карагандинцам из бюджета выделен 1 миллиард тенге. Так сказать, на первоначальные нужды, вроде одежды и пропитания. К пострадавшим обратился и глава государства. Он обещал людям, что для их поддержки будет сделано все возможное.
Такую картину можно было наблюдать почти в каждом уголке страны. Казахстанцы не остались равнодушны к тем, кто оказался в бедственном положении. К местам подтопления отправлялись сотни автомобилей, до отказа загруженные вещами, продуктами и медикаментами.
- Начиная от памперсов, заканчивая посудой. Питание. Вот сейчас мальчик пришел, принес свои игрушки. Все свое принес детям. Люди очень отзывчивые.
И хотя чрезвычайные службы бросили все силы на борьбу со стихией, поток воды продолжает поступать. По данным спасателей, под угрозой затопления оказались ближайшие села от Астаны.
Алексей СОВЕТОВ, начальник управления ликвидации ЧС Комитета по ЧС МВД РК:
- На них всех уже сосредоточена инженерная техника, созданы посты наблюдения и т.д. Буквально вчера национальной гвардией в Кощах было уложено три с половиной тысячи мешков с инертными материалами.
Село Талапкер. От Астаны всего в нескольких километрах. Последние несколько дней здесь можно передвигаться только на такой технике. А для спасения от большой воды люди используют мешки с песком.
- Изначально обкладывали мешками, чтобы во двор вода не зашла. Чтобы предотвратить подтопление воды.
Это Рахим Тулькубаев, секретарь маслихата Целиноградского района. Вместо строгого пиджака последние несколько дней на нем джинсовый костюм и резиновые сапоги. Ходить иначе по селу невозможно. Вода пребывает с каждым днем.
Ольга ЧАПУРИНА, корреспондент:
- Это так называемый арык. Его глубина почти около двух метров и длина почти семь километров. Поток воды, который течет по нему прямиком, впадает в реку Есиль. Если бы не этот канал, вся вода оказалась бы в жилых домах.
Подобных арыков только в Талапкере три. Но, как уверяют местные жители, они появились после того, как в село пришла вода и частично успела затопить дома.
- Позавчера воды была вот здесь. Сюда доходила. Вторая лестница только чуть-чуть была видна.
Участок жителя Талапкера Суиндика Аубакирова был затоплен одним из первых. Правда, в сам дом вода зайти не успела. Но на всякий случай вместе с семьей мужчина отсюда на время уехал. Сейчас он и несколько его соседей пережидают паводки в столице.
А пока одни готовятся к приходу воды, другие начинают потихоньку возвращаться в свои жилища и оценивать ущерб, нанесенный стихией. Убытки подсчитывают и местные власти. После завершения паводков им придется немало потрудиться, чтобы восстановить разрушенные дороги, мосты. Заново провести линии связи и электропередач. Но все это будет не раньше чем, через неделю-две. Именно тогда, по прогнозам ЧС-ников, вода начнут отступать.
Ольга ЧАПУРИНА
Астана